Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

22.11 Упрощенная процедура оформления собственности

Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним призвана обеспечить формирование механизмов эффективного государственного воздействия на рынок недвижимости в целях защиты конституционных прав собственников и иных правообладателей на объекты, в том числе жилой недвижимости.

У большинства граждан, получивших в недалеком прошлом земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, построивших на таких участках садовые и дачные домики, отсутствовали документы, подтверждающие их права на эти объекты недвижимого имущества. Для решения указанной проблемы и был принят Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", который вступил в силу 1 сентября 2006 г. и получил условное название "дачная амнистия" (далее - Закон).
Закон упростил процедуру регистрации сделок с принадлежащими физическим лицам объектами недвижимого имущества, право устанавливающие документы на большую часть которых отсутствуют либо не соответствуют требованиям, для чего потребовалось внести изменения в ряд основополагающих в этой сфере законодательных актов. Условное название "дачной амнистии" Закон получил потому, что предусмотрел упрощение процедуры оформления и регистрации для граждан - дабы они не явились заложниками изменяющегося законодательства в данной (земельной) области и могли с минимальными усилиями все оформить надлежащим и должным образом. Но стоит подчеркнуть, что главной целью дачной амнистии стало обеспечение гарантий прав граждан на земельные участки и объекты недвижимости, которые находятся в их пользовании.
Новое законодательство, касающееся каждого дачника, владельца загородного участка, внесло значительные изменения в порядок оформления земельных участков и построек, облегчив участь законопослушных, но несколько неимущих сограждан, так как по новым правилам требовался минимальный пакет документов для регистрации собственной недвижимости. Принятый Закон подразумевал упрощение оформления в следующих аспектах:
• Для регистрации участка стало достаточно представить любой документ, подтверждающий право на земельный участок. При регистрации права собственности стали признаваться любые акты государственных органов или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка. Если вообще нет никакого документа, принимается даже выписка по хозяйственной книги (которые ведутся местными властями). Оформить право собственности можно также и на основании свидетельства о праве на земельный участок.
• Законом была отменена наиболее дорогая процедура - обязательное межевание участков от соседей по даче или огороду в случае, когда необходимо заново проводить расчет границ своих владений. Граждане получили возможность по упрощенной процедуре зарегистрировать право собственности на полученные до введения в действие Земельного и Градостроительного кодексов (до 30.10.2001 и 20.12.2004 соответственно) свои земельные участки в фактически сложившихся границах и на возведенные на них без согласования с властями постройки.
• Границы земельных участков, предоставленных гражданам, например, в 60 - 80-е годы, претерпели изменения. Чтобы зарегистрировать участок, владельцу стало достаточно в правлении своего садоводческого товарищества получить выписку из хозяйственной книги об отсутствии претензий.
• Законом был предусмотрен порядок приватизации, разрешающий оформление земельного участка в индивидуальную собственность, и унифицирована процедура приватизации земельных участков в индивидуальном порядке для всех регионов страны. Теперь разрешена регистрация права на земельный участок по его фактическим границам, необходимо только согласовать новую площадь участка с соседями.
• Механизм "переоформления прав" граждан, на предоставленные им земельные участки сроком не ограничен.
• Законом отменена норма об однократном бесплатном предоставлении в собственность земельного участка, находящегося на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. Вместо нее введен принцип бесплатности переоформления прав на земельный участок вне зависимости от того, сколько земельных участков находится на каком-либо праве у того или иного лица .
• Изменено Законом и оформление прав на недвижимость, расположенную на участке. Объекты недвижимости можно зарегистрировать после заполнения собственником объекта недвижимости соответствующей декларации, а собственником индивидуальных жилых и приусадебных домов - после изготовления технического паспорта. Это изменение официально разрешено вплоть до 1 марта 2015 г. Для нового строительства теперь достаточно оформить разрешение на него в органах местного самоуправления, чтобы автоматически получить свидетельство о собственности на готовый дом. По новому Закону зарегистрировать "лишние" сотки и возведенную без разрешения постройку можно в заявительном порядке. В орган регистрации нужно подать документы на право собственности и кадастровый план участка.
• Законом расширен круг лиц, которые подпадают под так называемую дачную амнистию. Теперь наследники имеют право безвозмездно приобрести право собственности на земельный участок в случае, если наследодатель не оформил участок в собственность или обладал участком на праве пожизненного владения, а также в случае, если земельные участки были предоставлены без указания вида права, либо когда вид права определить невозможно. В этом случае при регистрации права собственности надо представить следующие документы: свидетельство о праве на наследство или иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности на здание, строение или сооружение; один из документов, устанавливающих или удостоверяющих права гражданина - прежнего собственника здания или сооружения на земельный участок.

 

Разработка сайта SiteStudio